- Новости
- Общие сведения
- Открытые данные
- Пресс-центр
- Методическая копилка
- Кадровый состав
- Отделения
- Видео
- Фотогалерея
- Ссылки
- Правила безопасного поведения
- Перечень официальных сайтов
- Политика обработки и защиты персональных данных
- Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка
- Оцените нашу работу
- Анкета для кадидатов в замещающие родители о качестве и доступности оказываемых услуг в Школе родителей
- Внесудебное банкротство
- Профилактика кори
- Безопасность на дороге
- Всероссийский форум «Вместе-ради детей» 2024

Советы родителям младшего школьника
«Помогите, учитель жалуется, что ребенок плохо читает. Дома заставить не можем». Все чаще с подобным запросом обращаются к психологу родители младших школьников. Что может скрываться за нежеланием ребенка читать и что с этим делать, постараемся раскрыть в данной статье.
Выделяют следующие часто встречающие причины нежелания ребенка читать:
- Физические трудности при чтении из-за проблем со зрением. Возможно, ребенок не хочет читать книги из-за дискомфорта в глазах (боли и рези в глазных яблоках, нарушение восприятия из-за отсутствия очковой коррекции). В данном случае необходима консультация у офтальмолога.
- У ребенка дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению). Данную проблему можно решить при совместной работе логопеда, дефектолога и психолога.
Следующие причины кроются в семье:
- В результате безграничного использования гаджетов, влияния социальных сетей с дошкольного возраста у детей формируется экранное сознание (клиповое мышление) – восприятие информации разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл».
- Дома отсутствует традиция семейного чтения (дома не принято читать).
- Негативный опыт чтения у ребенка, когда родители при помощи жестких мер пытались научить ребенка любить читать книги. Срабатывает принцип: «то, что навязано, никогда не нравится и пользы не приносит».
Важно понимать, что родители могут научить ребенка любить читать, а вот как это сделать, помогут простые советы:
- Если хотите, чтобы ребенок читал – читайте сами.
Здесь срабатывает принцип: «ребенок видит – ребенок делает».
- Ходите вместе с ребенком в библиотеку, пусть увидит, какое там разнообразие книг, пусть выберет то, что ему интересно!
- Ответственно относитесь к выбору детской литературы.
Книга для ребенка должна быть оформлена со вкусом и хорошо иллюстрирована. Для детских книг обязателен крупный, понятный шрифт и качественная бумага. Это даст возможность ребенку читать без особого труда. Размер шрифта обратно пропорционален возрасту ребенка: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт в книге. Выбирая книгу, не поленитесь полностью ознакомиться с ее содержанием. Тексты (или текст), помещенные в книге, должны соответствовать той возрастной категории, которая указана составителями или издателями.
- Атмосфера для чтения должна быть уютной, комфортной и приятной. Лучше расположиться в мягком удобном кресле, нежели за школьным столом, напоминающем об учебе.
- Читайте ребенку сами.
Заведите ритуал вечернего чтения и каждый вечер читайте ребенку что-нибудь очень интересное, желательно с продолжением. А однажды, остановившись на самом интересном месте, выйдите из комнаты ненадолго, оставив книгу ребенку. Наверняка он заинтересуется хотя бы иллюстрациями или продолжит читать «забытую» книгу.
- Пользуйтесь принципом: «Лучше меньше, но чаще!».
Может показаться, что чем больше ребенок читает (по времени), тем больше улучшается качество чтения. Это не так! В силу своих возрастных особенностей, дети младшего школьного возраста воспринимают информацию в течение первых 5 – 10 минут. Мозг ребенка осваивает новое действие именно в этот промежуток времени, дальше происходит остановка. Сколько бы вы не занимались после, результат будет такой же, а возможно – будет снижаться. Кажется невозможным, но часовое чтение каждый день, менее эффективно, чем чтение два раза в день по 5 - 10 минут!
- Совместное чтение книг.
Читайте книги «по ролям». При этом можно использовать прием «чтение пальчиком», когда взрослый читает, а ребенок пальчиком следит за прочитанным. Если ребенок не успевает (а он, скорее всего, не будет успевать), можете взять его руку в свою и следите вместе. Детям такой процесс очень нравится.
- Обсуждайте прочитанное произведение, рисуйте героев, сравнивайте литературный текст с экранизацией.
С большим вниманием нужно относиться к рассказам ребенка о прочитанных книгах, о его мыслях, при этом не забывайте хвалить и поощрять ребенка.
Важный момент: чтение улучшается скачкообразно. Это закон природы. Ребенок долгое время «топчется» на одном месте. Он может читать сегодня плохо, завтра чуть лучше, послезавтра снова плохо, а через 3 дня вообще ужасно. По сути, ребенок находится на одном уровне. По прошествии какого-то времени случается скачок, и ребенок начинает читать хорошо.
В заключение хочется сказать, что каждый ребенок уникален и только своей любовью, вниманием, терпением и творческим подходом мы, взрослые, сможем помочь ему.
Психолог Опрышко И.С. (с использованием интернет-ресурсов)