Директор

 

Куликова Ирина Федоровна

Решаем вместе
Отказали в обслуживании? Нагрубили? Есть предложения по улучшению работы учреждения?

[Версия для печати]

Советы родителям младшего школьника

«Помогите, учитель жалуется, что ребенок плохо читает. Дома заставить не можем». Все чаще с подобным запросом обращаются к психологу родители младших школьников. Что может скрываться за нежеланием ребенка читать и что с этим делать, постараемся раскрыть в данной статье.

Выделяют следующие часто встречающие причины нежелания ребенка читать:

  1. Физические трудности при чтении из-за проблем со зрением. Возможно, ребенок не хочет читать книги из-за дискомфорта в глазах (боли и рези в глазных яблоках, нарушение восприятия из-за отсутствия очковой коррекции). В данном случае необходима консультация у офтальмолога.
  1. У ребенка дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению). Данную проблему можно решить при совместной работе логопеда, дефектолога и психолога.

Следующие причины кроются в семье:

  1. В результате безграничного использования гаджетов, влияния социальных сетей с дошкольного возраста у детей формируется экранное сознание (клиповое мышление) – восприятие информации разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл».
  1. Дома отсутствует традиция семейного чтения (дома не принято читать).
  1. Негативный опыт чтения у ребенка, когда родители при помощи жестких мер пытались научить ребенка любить читать книги. Срабатывает принцип: «то, что навязано, никогда не нравится и пользы не приносит».

Важно понимать, что родители могут научить ребенка любить читать, а вот как это сделать, помогут простые советы:

  • Если хотите, чтобы ребенок читал – читайте сами.

Здесь срабатывает принцип: «ребенок видит – ребенок делает».

  • Ходите вместе с ребенком в библиотеку, пусть увидит, какое там разнообразие книг, пусть выберет то, что ему интересно!
  • Ответственно относитесь к выбору детской литературы.

Книга для ребенка должна быть оформлена со вкусом и хорошо иллюстрирована. Для детских книг обязателен крупный, понятный шрифт и качественная бумага. Это даст возможность ребенку читать без особого труда. Размер шрифта обратно пропорционален возрасту ребенка: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт в книге. Выбирая книгу, не поленитесь полностью ознакомиться с ее содержанием. Тексты (или текст), помещенные в книге, должны соответствовать той возрастной категории, которая указана составителями или издателями.

  • Атмосфера для чтения должна быть уютной, комфортной и приятной. Лучше расположиться в мягком удобном кресле, нежели за школьным столом, напоминающем об учебе.
  • Читайте ребенку сами.

Заведите ритуал вечернего чтения и каждый вечер читайте ребенку что-нибудь очень интересное, желательно с продолжением. А однажды, остановившись на самом интересном месте, выйдите из комнаты ненадолго, оставив книгу ребенку. Наверняка он заинтересуется хотя бы иллюстрациями или продолжит читать «забытую» книгу.

  • Пользуйтесь принципом: «Лучше меньше, но чаще!».

Может показаться, что чем больше ребенок читает (по времени), тем больше улучшается качество чтения. Это не так! В силу своих возрастных особенностей, дети младшего школьного возраста воспринимают информацию в течение первых 5 – 10 минут. Мозг ребенка осваивает новое действие именно в этот промежуток времени, дальше происходит остановка. Сколько бы вы не занимались после, результат будет такой же, а возможно – будет снижаться. Кажется невозможным, но часовое чтение каждый день, менее эффективно, чем чтение два раза в день по 5 - 10 минут!

  • Совместное чтение книг.

Читайте книги «по ролям». При этом можно использовать прием «чтение пальчиком», когда взрослый читает, а ребенок пальчиком следит за прочитанным. Если ребенок не успевает (а он, скорее всего, не будет успевать), можете взять его руку в свою и следите вместе. Детям такой процесс очень нравится.

  • Обсуждайте прочитанное произведение, рисуйте героев, сравнивайте литературный текст с экранизацией.

С большим вниманием нужно относиться к рассказам ребенка о прочитанных книгах, о его мыслях, при этом не забывайте хвалить и поощрять ребенка.

Важный момент: чтение улучшается скачкообразно. Это закон природы. Ребенок долгое время «топчется» на одном месте. Он может читать сегодня плохо, завтра чуть лучше, послезавтра снова плохо, а через 3 дня вообще ужасно. По сути, ребенок находится на одном уровне. По прошествии какого-то времени случается скачок, и ребенок начинает читать хорошо.

В заключение хочется сказать, что каждый ребенок уникален и только своей любовью, вниманием, терпением и творческим подходом мы, взрослые, сможем помочь ему.

Психолог Опрышко И.С. (с использованием интернет-ресурсов)


Дата публикации: 28 февраля, 2023 [09:48]
Дата изменения: 28 февраля, 2023 [09:49]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.