Советы родителям младшего школьника
«Помогите, учитель жалуется, что ребенок плохо читает. Дома заставить не можем». Все чаще с подобным запросом обращаются к психологу родители младших школьников. Что может скрываться за нежеланием ребенка читать и что с этим делать, постараемся раскрыть в данной статье.
Выделяют следующие часто встречающие причины нежелания ребенка читать:
Следующие причины кроются в семье:
Важно понимать, что родители могут научить ребенка любить читать, а вот как это сделать, помогут простые советы:
Здесь срабатывает принцип: «ребенок видит – ребенок делает».
Книга для ребенка должна быть оформлена со вкусом и хорошо иллюстрирована. Для детских книг обязателен крупный, понятный шрифт и качественная бумага. Это даст возможность ребенку читать без особого труда. Размер шрифта обратно пропорционален возрасту ребенка: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт в книге. Выбирая книгу, не поленитесь полностью ознакомиться с ее содержанием. Тексты (или текст), помещенные в книге, должны соответствовать той возрастной категории, которая указана составителями или издателями.
Заведите ритуал вечернего чтения и каждый вечер читайте ребенку что-нибудь очень интересное, желательно с продолжением. А однажды, остановившись на самом интересном месте, выйдите из комнаты ненадолго, оставив книгу ребенку. Наверняка он заинтересуется хотя бы иллюстрациями или продолжит читать «забытую» книгу.
Может показаться, что чем больше ребенок читает (по времени), тем больше улучшается качество чтения. Это не так! В силу своих возрастных особенностей, дети младшего школьного возраста воспринимают информацию в течение первых 5 – 10 минут. Мозг ребенка осваивает новое действие именно в этот промежуток времени, дальше происходит остановка. Сколько бы вы не занимались после, результат будет такой же, а возможно – будет снижаться. Кажется невозможным, но часовое чтение каждый день, менее эффективно, чем чтение два раза в день по 5 - 10 минут!
Читайте книги «по ролям». При этом можно использовать прием «чтение пальчиком», когда взрослый читает, а ребенок пальчиком следит за прочитанным. Если ребенок не успевает (а он, скорее всего, не будет успевать), можете взять его руку в свою и следите вместе. Детям такой процесс очень нравится.
С большим вниманием нужно относиться к рассказам ребенка о прочитанных книгах, о его мыслях, при этом не забывайте хвалить и поощрять ребенка.
Важный момент: чтение улучшается скачкообразно. Это закон природы. Ребенок долгое время «топчется» на одном месте. Он может читать сегодня плохо, завтра чуть лучше, послезавтра снова плохо, а через 3 дня вообще ужасно. По сути, ребенок находится на одном уровне. По прошествии какого-то времени случается скачок, и ребенок начинает читать хорошо.
В заключение хочется сказать, что каждый ребенок уникален и только своей любовью, вниманием, терпением и творческим подходом мы, взрослые, сможем помочь ему.
Психолог Опрышко И.С. (с использованием интернет-ресурсов)