Директор

 

Куликова Ирина Федоровна

Решаем вместе
Отказали в обслуживании? Нагрубили? Есть предложения по улучшению работы учреждения?

[Версия для печати]

Личность ребенка формируется с раннего детства в процессе воспитания, социализации и саморазвития. На ее становление влияет множество факторов: внешних и внутренних.

Огромную роль в этом процессе играет способность ребенка оценивать собственные действия, качества, чувства и поступки. От того, насколько объективно это происходит, зависит его умение увидеть свои сильные и слабые стороны и своевременно «провести» работу над ошибками, что, безусловно, простимулирует процесс личностного роста, облегчит процесс адаптации к коллективу и учебному процессу.

В случае если оценка себя не соответствует реальности, уровень самооценки будет завышенным или заниженным.

Заниженную самооценку можно заметить по следующим проявлениям:

  • извинения к месту и не к месту;
  • чувство вины;
  • постоянные оправдания своих поступков и слов;
  • потребность во внимании и одобрении;
  • отсутствие инициативы из-за неуверенности в себе.

Чувствуя собственную неполноценность, такой ребенок может стать замкнутым и иметь проблемы в общении, как со сверстниками, так и взрослыми; испытывать трудности в учебе из-за отсутствия мотивации, снизить уровень притязаний до минимума, приобрести синдром выученной беспомощности («Зачем что-то делать, если у меня все равно ничего не получится?»).

К маркерам высокой самооценки относят:

  • самолюбование;
  • уверенность в своей правоте (даже если это не так);
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие желания слушать других.

Последствия завышенной самооценки: искаженное представление о себе в сторону достоинств, игнорирование своих недостатков, высокий уровень конфликтности, неспособность ставить реальные цели.

Помня о том, что личность ребенка формируется с раннего детства, хочется отметить, что важная роль в развитии его способности реально оценивать себя принадлежит родителям.

Частое неоправданное захваливание, подчеркивание мнимых достоинств ребенка, вседозволенность, детоцентризм (концепция воспитания, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребенке) либо неприятие его мнения, недоверие к проявлению самостоятельности, постоянный контроль и ограничения приводят к искаженному восприятию ребенком самого себя.

Для того чтобы ребенок научился объективно оценивать себя, нужно:

  • оценивать конкретно поступок или поведение ребёнка, а не критиковать его самого;
  • выдвигать достижимые ребенком требования, чтобы он не терял веры в свои силы;
  • употреблять слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к нему;
  • вовлекать ребенка в свои дела для того, чтобы он почувствовал свою значимость, понял, что вы готовы доверить ему важное дело и уверены, что он с ним справится;
  • позволить ребенку совершать свои ошибки. Так он сможет впоследствии оценить свои действия и понять, в чем он был прав, а в чем – нет. И выбрать оптимальную стратегию поведения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что способность ребенка реально оценивать свои сильные и слабые стороны играет важную роль в развитии его личности, в формировании его «Я». И мы, родители, выбирая правильную стратегию поведения, можем ему в этом помочь.

Психолог Ковалева А.С.


Дата публикации: 30 января, 2023 [15:09]
Дата изменения: 30 января, 2023 [12:47]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.