Огромную роль в этом процессе играет способность ребенка оценивать собственные действия, качества, чувства и поступки. От того, насколько объективно это происходит, зависит его умение увидеть свои сильные и слабые стороны и своевременно «провести» работу над ошибками, что, безусловно, простимулирует процесс личностного роста, облегчит процесс адаптации к коллективу и учебному процессу.
В случае если оценка себя не соответствует реальности, уровень самооценки будет завышенным или заниженным.
Заниженную самооценку можно заметить по следующим проявлениям:
Чувствуя собственную неполноценность, такой ребенок может стать замкнутым и иметь проблемы в общении, как со сверстниками, так и взрослыми; испытывать трудности в учебе из-за отсутствия мотивации, снизить уровень притязаний до минимума, приобрести синдром выученной беспомощности («Зачем что-то делать, если у меня все равно ничего не получится?»).
К маркерам высокой самооценки относят:
Последствия завышенной самооценки: искаженное представление о себе в сторону достоинств, игнорирование своих недостатков, высокий уровень конфликтности, неспособность ставить реальные цели.
Помня о том, что личность ребенка формируется с раннего детства, хочется отметить, что важная роль в развитии его способности реально оценивать себя принадлежит родителям.
Частое неоправданное захваливание, подчеркивание мнимых достоинств ребенка, вседозволенность, детоцентризм (концепция воспитания, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребенке) либо неприятие его мнения, недоверие к проявлению самостоятельности, постоянный контроль и ограничения приводят к искаженному восприятию ребенком самого себя.
Для того чтобы ребенок научился объективно оценивать себя, нужно:
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что способность ребенка реально оценивать свои сильные и слабые стороны играет важную роль в развитии его личности, в формировании его «Я». И мы, родители, выбирая правильную стратегию поведения, можем ему в этом помочь.
Психолог Ковалева А.С.