- Новости
- Общие сведения
- Открытые данные
- Пресс-центр
- Методическая копилка
- Кадровый состав
- Отделения
- Видео
- Фотогалерея
- Ссылки
- Правила безопасного поведения
- Перечень официальных сайтов
- Политика обработки и защиты персональных данных
- Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка
- Оцените нашу работу
- Анкета для кадидатов в замещающие родители о качестве и доступности оказываемых услуг в Школе родителей
- Внесудебное банкротство
- Профилактика кори
- Безопасность на дороге
- Всероссийский форум «Вместе-ради детей» 2024
Ни для кого не секрет, что подростковый возраст является самым сложным и проблемным как для самого подростка, так и для его окружения, а особенно для родителей. В этот непростой период ребенок учится быть взрослым: принимать решения, отвечать за свои поступки, выстраивать отношения с окружающими людьми. Такой период неизбежно наступает в жизни каждой семьи, когда маленький послушный ребенок вдруг становится настоящим трудновоспитуемым «монстром»: грубит, огрызается, спорит, делает все наперекор. А все потому, что он считает себя уже достаточно взрослым, чтобы не слушать родителей, учителей, да и вообще всех взрослых, так как их взгляды и поступки для него уже безнадежно устарели и давно не работают в современном мире.
Подросток усиленно ищет себя и свой собственный путь, абсолютно отличный от других. Физические изменения с телом подростка наводят его на мысль, что он уже совсем взрослый и может вести себя в соответствии с собственными представлениями о поведении взрослых людей. Но на самом деле физические изменения наступают гораздо раньше, чем психологические. Подросток внутри остается еще ребенком, который учится управлять своим новым взрослым телом.
Вместе с физическими изменениями сильно меняется эмоциональный фон подростка, его чувства и переживания. Вывести подростка из равновесия может любая мелочь, он становится максимально чувствительным ко всему: неосторожному слову, замечанию, да и просто брошенному в его сторону случайному взгляду. Часто повзрослевший ребенок совершает все менее адекватные поступки, не может решить возникающие проблемы, предвосхитить последствия своих действий и справиться с ними, хотя всем своим видом доказывает окружению обратное.
Главное отличие подростка от взрослого человека заключается в том, что подросток, как бы он ни стремился совершать взрослые поступки, совершенно не готов к ним и не умеет нести за них ответственность. Как правило, натворив дел, подросток рано или поздно все равно обращается за помощью к взрослому, либо, что, к сожалению, случается еще чаще, до последнего скрывает возникшую ситуацию, пока она не разрешится громким скандалом.
Многих родителей пугает стремление подростка к самоизоляции от окружающих. Когда-то общительный и веселый ребенок все более стремится уединиться у себя в комнате, закрывает двери, не хочет рассказывать о себе и своих переживаниях. И это тоже яркое проявление подросткового возраста. Родителям необходимо уважать личное пространство подростка, не пытаться вторгаться в него насильно, а тем более командовать и распоряжаться в директивной форме. Мягко и ненавязчиво пытаться разговаривать с подростком о том, что его беспокоит, о чем он думает и переживает. Не стоит забывать, что это уже не тот ребенок, который открыт и доброжелателен для всех. У подростка активно формируется свой внутренний мир и свое личное пространство, и делиться своим личным миром он может и не захотеть. Уважайте мнение подростка несмотря ни на что.
Трудностей и конфликтов в период интенсивного физического и психологического взросления ребенка избежать невозможно. Именно в такие сложные, переломные моменты взрослому необходимо проявить свою мудрость и терпимость по отношению к подростку. Стараться не ругать, не унижать его, а попытаться вместе разобраться в возникшей ситуации, помочь найти правильное решение, поддержать и замотивировать подростка на самостоятельные обдуманные действия. Наиболее эффективный воспитательный прием по отношению к подростку ¾ это личный пример взрослого. Это могут быть события из жизни, которые можно обсудить с подростком и показать варианты выхода из различных сложных ситуаций, либо яркие примеры из жизни других людей. Важно не давать негативную оценку действиям подростка. Нужно выстраивать диалог на равных, вместе анализировать волнующие моменты и обсуждать их без негативной критики, дать возможность подростку высказать свое мнение, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослого.
Взрослому при общении с подростком важно следить за собственным эмоциональным состоянием, так как оно сильно влияет на создание доверительных и уважительных отношений. Не стоит обижаться на подростка, чтобы он ни говорил и ни делал, следует держать себя в руках.
Следует помнить, что в этот непростой период они очень ранимы и чувствительны и могут эмоционально закрыться в любой момент, как только слова и поступки взрослого перестанут внушать им доверие. Стоит дорожить искренней дружбой с подростком и стимулировать его на доверительный диалог.
Психолог МУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска», Соловьева Д.А.