Воспитывая ребенка, родители могут столкнуться с детской истерикой, сопровождающейся плачем, криками, катанием по полу, размахиванием руками и ногами. Наблюдая такое поведение ребенка, родитель может растеряться и не знать, как поступить. Если во время истерики ребенок не слышит родителей и не успокаивается, родители могут вместе с ребенком включиться в эмоциональное возбуждение и не адекватно среагировать (накричать, применить физическое наказание), что в свою очередь только усилит истерику. В связи с этим возникает вопрос: как вести себя родителю во время детской истерики? Для этого необходимо знать, что такое истерика, стадии ее протекания и способы реагирования.
Детская истерика – это состояние крайнего эмоционального возбуждения, при котором ребенок кричит, рыдает, падает на пол, может биться головой о пол и стены, не чувствует боли и не восприимчив к словам и действиям окружающих. Чаще всего истерика развивается стремительно, но всегда проходит несколько стадий.
Первая стадия истерики – вербальная или голосовая. Ребенок привлекает к себе внимание при помощи звуков, начинает хныкать, плакать, кричать.
Затем наступает вторая стадия, моторная, когда к плачу добавляются активные движения. На этой стадии ребенок может топать ногами, биться головой, падать на пол, бросать игрушки и т.д. Данная стадия считается наиболее травмоопасной, поскольку ребенок не понимает, что делает и не слышит взрослого.
Когда ребенок физически и морально устал, наступает третья стадия – остаточная. Ребенок плачет, у него появляется несчастный взгляд и судорожные всхлипывания. Данная стадия может длиться несколько часов.
Родителю важно помнить, что дети раннего и дошкольного возраста еще эмоционально незрелы, не умеют контролировать свои эмоции и, как следствие, подвержены истерикам.
Как же родителю вести себя, если у ребенка началась истерика?
Родителю важно быть спокойным и действовать адекватно в критической ситуации. Для сохранения спокойствия можно использовать следующие рекомендации: сделать глубокий вдох и выдох, проанализировать эмоциональное состояние, посмотреть, что происходит вокруг и что делает ребенок.
Если истерика происходит в общественном месте, постарайтесь не реагировать на реакции окружающих. Ваша задача помочь ребенку, а не понравиться людям.
Во взаимодействии с ребенком можно применить метод отзеркаливания, то есть копировать все его действия, точно называя, что он (ребенок) делает.
2. Будьте все время истерики рядом с ребенком.
Чтобы не происходило, нужно оставаться рядом с ребенком. Откажитесь от различного рода угроз типа: «Я сейчас уйду», «Вот идет дядя, он тебя заберет». Такая реакция может сформировать у ребенка чувство страха и усилить истерику. В такой ситуации необходимо наоборот демонстрировать ребенку, что Вы рядом, любите его в любой ситуации.
Позвольте ребенку прожить эти эмоции. По возможности выведите на свежий воздух. Присядьте на корточки и постарайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами ребенка, обнимите его, если получится. Откажитесь от воспитательных моментов и критики в адрес ребенка. К воспитательной беседе Вы можете вернуться позже, когда эмоциональное состояние ребенка станет устойчивым, например, через несколько часов или дней.
3. Назовите эмоции ребенка.
Когда ребенок начнет успокаиваться, Вы можете перейти к разговору. Необходимо присоединиться к его переживаниям, применяя метод отзеркаливания. Важно назвать эмоции, которые испытывает ребенок, например, «Ты расстроен, потому что мы не купили тебе игрушку. Я понимаю, что это тебя огорчает. Я видела, как она тебе понравилась, и по возможности я ее тебе куплю». Через такой диалог ребенок поймет, что его чувства и эмоции важны и что Вы их понимаете и принимаете. Озвучивание эмоций, которые испытывает ребенок, помогает ему понять их, развивает его эмоциональный интеллект.
4. Разговор.
После того как приступ истерики закончился, и ребенок успокоился, Вы можете с ним поговорить о произошедшей ситуации. Важно описать действия, которые совершал ребенок, назвать эмоции, которые он испытывал, а также проговорить собственные чувства. Постарайтесь избегать обвинений в адрес ребенка. Сделайте акцент на том, что Вас расстроило поведение ребенка, а не он сам. Если его возраст соответствует 5-6 годам, то можно поговорить с ним о том, как он мог бы поступить в аналогичной ситуации в следующий раз. В конце разговора обязательно обратите внимание, что эта ситуация осталась в прошлом, и ребенок не виноват, и Вы на него не обижены.
МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска»,
Предигер М.Л., психолог