Телевизор – причина наркомании?

01.02.2021

Уважаемые родители детей дошкольного возраста, я обращаюсь именно к вам!

Предлагаю вам ответить на один вопрос. Вопрос этот может показаться очень простым, но ответить на него надо максимально честно. Предупреждаю: вопрос только кажется простым, всё намного сложнее.

Готовы? Итак, формулирую вопрос: «Вы хотите, чтобы ваш сын (дочь), который сейчас ещё только посещает детский сад, лет через десять стал зависимым от наркотиков?»

Если вы ответили положительно или вам это безразлично, смело переходите на другой сайт или  займитесь другими делами: то, о чём написано ниже, для вас не имеет значения.

Те, кто ответил на заданный вопрос отрицательно, особенно резко отрицательно, снова задайте себе тот же вопрос, но после слова «зависимый» вместо «наркотиков» поставьте слово «алкоголь». Или «компьютер». Или «телефон».

Ваш ответ не изменился? В том-то и дело. Объект «поклонения» уже не играет решающей роли, потому что в данном списке главное  слово – «зависимость».

В понятие «зависимость» входят явления, находящиеся, на первый взгляд, несопоставимо далеко друг от друга, как, например, героин и телевизор. Главное здесь – уйти в другой, искусственно созданный мир, в котором не так страшно, не так больно, не так обидно...

Но, – и это очень важно! – практически все зависимости имеют сходные причины и единый механизм образования. И часто бывает так, что проблемы, от которых пытается «убежать» подросток в этот «зависимый мир», берут своё начало именно в дошкольном детстве. И причина этому – родители!

Примеры? Пожалуйста: обычный телевизор.

Современную семью без этого прибора представить сложно. Это – дань прогрессу. И нередко родители с раннего детства приучают ребёнка к телевизору. Причина проста: включить мультики гораздо легче, чем играть с малышом. «Очень много времени проводим на службе», «Надо деньги зарабатывать», «Сильно устаём на работе», – набор объяснений, почему  вместо общения с ребёнком родители сажают его перед телевизором, как правило, невелик и стандартен. Но это всего лишь отговорки. Главная причина – у родителей нет умения, а часто и желания общаться с собственным ребёнком.

На первый взгляд всё выглядит вполне безобидно: ребёнок неподвижно сидит перед телевизором, он «занят делом». Родители могут быть спокойны: малыш ничего не сломает, не проглотит, не поранится. А взрослые могут спокойно заниматься своими делами. Многие даже уверены, что смотря телевизор, ребёнок развивается.

Увы, всё далеко не так.

Не будем сейчас говорить о многочисленных вредных для здоровья последствиях многочасового сидения ребёнка перед телевизором, интересующихся отошлём к специализированным сайтам.

Остановимся на одном – психологическом – аспекте бесконтрольных взаимоотношений  маленького ребёнка с «голубым экраном». Проявляется он не сразу, и не у всех приводит к тяжёлым последствиям, но это не делает его менее опасным.

Возникновение проблем в межличностном общении – вот главная психологическая «беда» телевизора для ребёнка.

Современному ребёнку не с кем общаться! Взрослые  практически не разговаривают со своими детьми. Часто весь разговор родителей с ребёнком состоит всего из одного слова: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Осторожно!», «Спать!»

Пообщались с ребёнком, называется…

А телевизор к общению всегда готов, достаточно лишь на пульте нажать кнопку «Вкл.»

Вот только развитию речи детей «общение» с телевизором никак не способствует. Дело в том, что речь развивается в большей степени именно тогда, когда речевой аппарат максимально задействован: когда ребёнок сам произносит слова и звуки, конструирует предложения, выстраивает диалоги, то есть в процессе непосредственного человеческого общения. Поэтому дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор, страдают недоразвитием  речи, эмоций и заторможенностью психического развития в целом.

Случай из практики. Клиентка пожаловалась на то, что её ребенку уже четвертый год, а речь у него все еще отсутствует. Оказалось, виной всему – безмерное увлечение телевизором: телевизор дома был включен, как правило,  в течение всего времени бодрствования ребенка.

Британский эксперт по речи доктор Салли Ворд выяснила, что за последние четверть века резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова, увы, проходят мимо них. Главная причина этого – неумеренное увлечение телевизором.

Наша справка
В России ежедневно три четверти (72 %) детей от 2 до 12 лет регулярно смотрят телевизор. Дошколята и младшие школьники сидят перед экраном более двух часов в день. Лидерами в этом плане оказались мальчики 4-5 лет – они ежедневно проводят перед телевизором около 2,5 часов.
И если среди подростков и молодёжи время просмотра телевизора с каждым годом сокращается (правда, увы, за счёт роста использования планшетов и смартфонов), то дошколята и первоклассники, наоборот, с каждым годом смотрят телевизор всё активнее
Кстати, исследования показали, что единственный ребёнок в семье у экрана телевизора проводит на 17 % больше времени, чем дети, растущие с братьями и сёстрами.

Нередко родители тех малышей, что проводят много времени у экранов телевизора, жалуются на задержку речи и проблемы с произношением звуков, им зачастую нужна помощь логопеда и психолога. Важно, чтобы родители понимали, что такое явление формируется по причине дефицита общения: персонажи многих мультфильмов разговаривают мало, и детям просто недостаточно речевых элементов для запоминания и обучения речи. Просмотр телевизора вызывают перегрузку визуальной информацией при явном дефиците устного восприятия, тактильных и иных раздражителей.

Случай из практики. Клиентка поделилась наблюдениями за своими двумя детьми 5 и 8 лет. Всё свободное время они, как правило, проводили перед телевизором. Но однажды из-за поломки два дня телевизор не работал. Каково же было удивление мамы, когда её дети, которые не всегда могли находить общий язык друг с другом, начали больше общаться, вместе играть, рисовать.

Телевизор просто крал это время общения, поэтому и общение складывалось не всегда продуктивно и правильно.

Приведённый пример очень показателен: телевизор отнимает значительную часть времени, которую дети могли бы посвятить познавательным занятиям, активным играм. А контакты с окружающими людьми гораздо важнее для ребенка раннего возраста, чем чудеса голубого экрана. Поэтому, как правило, малыш с радостью отказывается от телевизионной передачи и живо откликается на предложение живого общения.

Мальчикам и девочкам нужно учиться в словах и действиях выражать свои эмоции, представления, ощущения, а телевидение навязывает им пассивным образом воспринимать чужие.

Кроме того, во многих популярных мультфильмах персонажи либо весьма немногословны, либо и вовсе молчаливы. Попробуйте на досуге подсчитать количество сказанных слов в любой серии «Тома и Джерри», «Телепузиков» или «Ну, погоди!» Вы довольно легко это сделаете, потому что слов в этих мультиках очень мало или их вообще нет!

Поэтому «телезависимые» не могут в школе усваивать на слух информацию и испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия (навязанное телевизором) на словесное. Ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они уже не способны услышать. Это приводит к неуспехам в учебе, что, в свою очередь, понижает самооценку ребёнка.

Общение с другими детьми также может вызвать у них сложности. А это – верный путь к изоляции и самоизоляции такого ребёнка, потому что он становится никому не интересен.

Между тем, в подростковом возрасте резко возрастает значимость общения между сверстниками, завязывается первая дружба, появляется интерес к противоположному полу. И именно в этот период человек резко ощущает, насколько не хватает ему навыков живого общения. Тех навыков, которые он недополучил, проводя бесчисленные часы перед телевизором и заменяя этим полноценные диалоги со сверстниками.

Кроме того, неловкие ситуации, которые нередко возникают в живом общении, особенно у подростков, надо как-то регулировать, сглаживать. Просто нажать кнопку «выкл.», как у телевизора, в реальной жизни не получится, возникшую проблему надо решать «здесь и сейчас». А этому сидение перед телевизором не научит. И тогда появляется страх перед реальным общением, чувство собственной неполноценности.

А поскольку чувство своей оторванности, ненужности очень болезненно воспринимается любым человеком, особенно подростком, появляется желание его чем-то заглушить. А это легче всего сделать в искусственно созданном иллюзорном мире. Так в жизни подростка появляются алкоголь, наркотики, интернет, смартфон… А это то, что может сформировать зависимость. И подросток легко попадает в эту зависимость, потому что не научился общаться.

А начинается это у многих, как уже говорилось, с телевизора…

Итак, как же не сделать телевизор злейшим врагом?

  1. Дети, которым уделяют много времени, играют с ними, гуляют, читают, занимаются, не страдают без телевизора. Им и так интересно, есть чем заняться. Разнообразный досуг, организованный мамой и папой, – лучшее лекарство от сидения перед телевизором.
  2. У детей, проводящих много времени перед телевизором, безусловно, есть шанс пополнить свой словарный запас, активно вводя в него новые, услышанные по телевизору слова. Но это произойдёт только в том случае, когда ребёнок много и продуктивно общается со сверстниками, учит наизусть и рассказывает стихи, постоянно укрепляет свои речевые навыки.
  3. Очень важно с самого юного возраста приучить ребёнка включать телевизор для просмотра конкретного фильма, мультика, передачи, обязательно выключив после этого, чтобы заняться другими делами. Правда, предварительно этому полезному навыку неплохо бы научиться и самим родителям.
  4. Важно не отбирать у ребенка, а всегда договариваться. Это можно сделать, предложив альтернативное занятие – к примеру, спорт, игры и т. п. Очень важно, чтобы предложенная замена было ему интересна, весь смысл именно в этом.
  5. Заранее познакомьтесь с телевизионной программой. Выберите подходящие для ребенка передачи.
  6. За родителями всегда остается право выбора, что смотреть их детям. Но взрослым надо понимать – их оценка не всегда совпадает с детской. Если вы считаете какие-то передачи, фильмы, мультфильмы глупыми, бесполезными, но вашему ребенку они нравятся, то запаситесь терпением и посмотрите это вместе.
  7. В период просмотра детских программ и мультиков взрослому необходимо находиться рядом, комментировать сюжет, обсуждать увиденное, совместно делать выводы. Пусть малыш расскажет, что ему нравится в этой передаче, а вы, в свою очередь, скажете ему, с чем не согласны, и доступно поясните свою точку зрения. Таким образом вы убьете двух зайцев: выясните интерес ребенка и дадите возможность научиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Трудно соблюдать все эти рекомендации, где взять на это время? – спросите вы. И будете правы. Но кто говорил, что воспитывать детей легко?

А в заключение приведу слова Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействие мозга и телевидения: «Телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребёнка. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребёнка – тихое общение с матерью или отцом».

 


дата создания: 01.02.2021 14:08, дата последнего изменения: 01.02.2021 14:08