К сожалению, нередко в семье складывается ситуация, когда ребенок ворует. Объектом воровства может стать как безобидная безделушка, так и крупная сумма денег. Случаи детского воровства бывают единичными, а бывает и так, что воровство становится для ребенка привычным поведением. И далеко не всегда дети воруют из-за того, что они действительно в чем-то нуждаются. Нередко воровство происходит совсем по другим причинам. Например, ребенок может что-то украсть, чтобы произвести впечатление на своих сверстников, друзей, одноклассников. Может быть, он хочет сделать подарок какому-то значимому человеку, а попросить об этом родителей боится. Либо хочет обладать каким-то значимым для себя предметом, но, получая отказ от родителей, прибегает к воровству. Многое в этой щекотливой теме зависит и от возраста ребенка.
Условно можно выделить четыре большие группы причин детского воровства:
1) недостаточное развитие волевой и нравственной сферы ребенка, когда ребенок в силу возраста или других причин не может контролировать свое поведение;
2) безудержное желание обладать какой-то вещью, даже несмотря на понимание аморальности поступка;
3) желание ребенка привлечь к себе внимание, самоутвердиться среди сверстников, вызвать общественный резонанс своим поступком;
4) воровство как проявление психической патологии ребенка.
Как бы то ни было, каждый родитель, который рано или поздно сталкивается с проблемой детского воровства, должен помнить:
1) нужно всегда придерживаться позиции невиновности ребенка, пока не будет доказано обратное. Ведь ошибиться в обвинениях очень легко, а вот исправить душевную травму, которая может остаться у ребенка на всю жизнь, очень сложно;
2) следует проявлять чуткость и терпение к ребенку, даже если он виноват. Можно поговорить с ним по душам и постараться понять причины его аморального поступка;
3) необходимо помочь ребенку осознать собственные ошибки и исправить их. Подумайте вместе, как можно исправить положение, и найдите оптимальный вариант;
4) важно быть открытым с ребенком, рассказывать ему о своих переживаниях по поводу случившегося и давать понять, как вас огорчает сложившаяся ситуация. Спокойная беседа и обсуждение ваших чувств поможет вам установить доверительный контакт с ребенком;
5) необходимо помочь ребенку представить чувства того человека, у которого он что-то украл. Развивайте в ребенке способность к сопереживанию, это оградит его от совершения негативных поступков в дальнейшем;
6) дети всегда должны чувствовать поддержку родителей, даже если ребенок неправ или совершает что-то плохое;
7) только собственным примером родители способны научить ребенка достойно выходить из самых сложных жизненных ситуаций.
МУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска",
Соловьева Д.А., психолог ОСППсТД